пятница, 19 декабря, 2025
Около половины всех случаев хищения средств связано с мошенничеством, в рамках которого жертвы передают наличные деньги непосредственно злоумышленникам. Об этом сообщают эксперты ВТБ.
Мошенники, представляясь сотрудниками банковской безопасности или правоохранительных органов, используют психологическое воздействие, вызывая у жертв панические настроения и убеждая в необходимости срочного снятия средств с банковских счетов. В дальнейшем деньги либо передаются курьеру, либо прячутся в условленных местах, например, в почтовых ящиках.
С увеличением эффективности банковских систем мониторинга мошеннических операций, которые стали успешнее выявлять подозрительные переводы, преступники переключились на схемы с наличными, говорит заместитель руководителя департамента по обеспечению безопасности, вице-президент ВТБ Дмитрий Саранцев.
"Этот канал стал для них предпочтительнее, потому что такие операции сложнее распознать. Важно помнить, что ваши деньги могут храниться в безопасности только на том счете, который вы физически открывали в обслуживающем вас банке", – добавил Дмитрий Саранцев.
ВТБ напоминает клиентам основные правила безопасности. Во-первых, сразу прерывать разговор, если собеседник настоятельно предлагает "сохранить" средства через передачу их курьеру или размещение в тайниках (например, в подъездах, почтовых ящиках и т. д.). Во-вторых, перезванивать в контакт-центр банка по официальному номеру для проверки информации.
Банк внедряет всестороннюю программу защиты клиентов, ориентированную на выявление необычного поведения и предупреждение о возможных рисках через все доступные каналы связи. При установке приложений для удаленного доступа к смартфону или звонках с подозрительных номеров, банк уведомляет клиента о возможной мошеннической атаке. Если необходимо подтвердить онлайн-операцию, банк может запросить прикладывание карты к смартфону (если доступна технология NFC) или выполнение селфи для биометрической верификации. Использование биометрии в приложении значительно снижает вероятность успешных мошеннических действий.
Для дополнительной безопасности клиенты могут самостоятельно ограничить суммы операций, включая настройки для онлайн-кредитов, досрочного снятия средств с депозитов и операций без карты в банкоматах. Также можно сообщить о мошеннической операции через личный кабинет, подать жалобу на номер злоумышленников и активировать определитель номеров.