24

Барнаул

Медики выяснили, почему эволюция не превратила людей в диабетиков

ИА Атмосфера
  • 7 июня, 2019
Что интересно, схожие процессы затронули не только людей, но и прирученных ими животных

Барнаул, 7 июня - Атмосфера. Вареная пища и сладкие напитки пока не превратили все человечество в диабетиков благодаря мутации в гене CLTCL1, позволяющей организму быстро сжигать лишнюю глюкозу в мышцах или запасать ее в жировой ткани, сообщает РИА "Новости" со ссылкой на журнал eLife.

"Старая версия этого гена была полезной нашим предкам, так как она помогала поддерживать высокий уровень сахара в крови во время голодания. В то время люди не имели постоянного доступа к углеводам, и эта способность могла помочь развитию большого мозга. Сейчас в этом нет необходимости", – рассказывает Маттео Фумагалли из Имперского колледжа Лондона (Великобритания).

В последние годы ученые находят все больше свидетельств того, что культурная эволюция человека, изобретение новых способов добычи и обработки пищи заметно повлияли на устройство ДНК и распространение определенных черт по популяциям древних людей.

К примеру, у первых фермеров возникла уникальная мутация в гене LCT, позволившая взрослым людям пить молоко – способность, которую практически все млекопитающие утрачивают еще в детстве. Еще раньше люди приобрели новую версию гена AhR, которой не было у неандертальцев, – она помогает легким легче переносить дым от костров.

Что интересно, схожие процессы затронули не только людей, но и прирученных ими животных. Пять лет назад генетики обнаружили, что собаки, в отличие от волков, научились переваривать крахмал и другие углеводы – их было много в пище, которой с ними делились первые хозяева во времена одомашнивания.

Фумагалли и его коллеги, изучавшие историю появления белка CHC22 и связанного с ним гена CLTCL1, обнаружили еще один любопытный пример того, как культурно-технологический прогресс повлиял на биологическую эволюцию человека.

CHC22 и CLTCL1 играют важную, но опосредованную роль в регуляции уровня глюкозы в организме. При избытке инсулина в крови молекулы CHC22 помогают другому ферменту, GLUT4, достичь поверхности клетки и начать захват и транспортировку молекул сахаров. Когда концентрация сахара падает, CHC22 отключается, а мышцы и жировая ткань перестают сжигать глюкозу.

Некоторые животные, в том числе мыши, в процессе эволюции потеряли CHC22, что заставило Фумагалли и его коллег задуматься о том, как грызуны регулируют уровень глюкозы.

В результате ученые проанализировали и сопоставили устройство этой части ДНК у примерно шести десятков позвоночных и беспозвоночных существ. Как оказалось, этот ген довольно часто менялся по мере эволюции.

В некоторых случаях животные его теряли, как это произошло с крысами и мышами или со слепой рыбкой-диабетиком Astyanax mexicanus. В других случаях, к примеру, у певчих птиц амадин и амазонских рыбок пецилий, число его копий удваивалось. При этом ген CLTC (другой участок ДНК, связанный с метаболизмом глюкозы) у всех животных почти не отличался по структуре.

Все это указывало, что CLTCL1 не обязателен для выживания, а изменения в его устройстве и числе копий просто отражают, в каких условиях живет то или иное существо. Тогда ученые провели сравнение для двух тысяч современных людей и геномов древних кроманьонцев, неандертальцев и денисовцев.

Как и у животных, у всех современных и древних людей структура CLTC была одинаковой, однако CLTCL1 имел две разные формы. У приматов и древних представителей рода Homo, а также у охотников-собирателей была только одна версия этого гена – M1316, тогда как для современных людей, особенно для цивилизованных народов, была характерна еще одна вариация – V1316.

Обнаружив эти различия, ученые проследили, как появление опечатки в ДНК влияет на метаболизм сахаров. Оказалось, что замена всего одной аминокислоты в CLTCL1 привела к тому, что этот белок стал активнее участвовать в транспортировке глюкозы и слабее реагировать на инсулиновые сигналы.

Как считает Фумагалли, появление этой мутации среди первых фермеров говорит о том, что подобное изменение в работе метаболизма помогло нашим предкам приспособиться к пище с большим количеством легкоусвояемых углеводов. Эта же особенность современных людей объясняет, почему далеко не все они страдают от диабета, несмотря на огромное количество сахара почти во всех продуктах.

Новости партнеров

Восстановлен социально-значимый маршрут между Бийском и Быстроистокским районом

Жители сел Алтайского края пожаловались главе СК Бастрыкину на отсутствие транспорта

Власти Барнаула заявили о стабилизации ситуации с топливом

В Алтайском крае увеличился экспорт подсолнечного масла в Китай

Депутат Госдумы Сардана Авксентьева выступила на ЖКХ-форуме "Новых людей" в Алтайском крае

Банк России выпустил памятную монету с изображением Барнаула

Алтайский суд арестовал активы свинокомплекса "МитПром"

В "Изумрудном" парке в Барнауле вандалы сломали более 50 молодых деревьев

В Барнауле у 61-летнего мужчины нашли семь килограммов марихуаны, ружье и порох

Главный корпус АГМУ готовы отремонтировать за 3,1 млн рублей

Пожилая женщина пострадала при возгорании квартиры в Славгороде

В Барнауле обсудили возможность внедрения виртуальной транспортной карты

В Алтайском крае пресекли ввоз более 19 тонн свежемороженой рыбы из Казахстана

Три четверти алтайских водителей признались, что их раздражают медленные автомобилисты

Деловой гороскоп на 14 августа: космические советы для успешного бизнеса

Житель Хабарского района отсудил у работодателя более 100 тысяч рублей

В Барнауле пройдет молодежный фестиваль с призовым грантом до 700 тысяч рублей

В алтайском поселке ввели комендантский час из-за медведей

Алтайский Марс попал в десятку удивительных природных мест России. Фото

В Барнауле задержали студента, сломавшего арт-объект

Экс-директор алтайской транспортной компании виновен в махинациях с налогами — СК

Алтайский Россельхознадзор пресек незаконную перевозку крупного рогатого скота

Застройщики Барнаула начали экономить на площадях общего пользования из-за падения спроса

Сына бывшего алтайского сенатора задержали по подозрению в убийстве

Владимир Путин наградил Орденом Дружбы вице-губернатора Алтайского края

Архив