четверг, 1 января, 2026
Правительство не будет повышать налоги до 2018 года, такое заявление в интервью газете "Коммерсантъ" на днях сделал первый вице-премьер Игорь Шувалов. Мало того, чиновник утверждает, что российское правительство может даже снизить налоги и "такое решение есть". Правда, позитивный сценарий возможен, только если экономическая ситуация в стране не преподнесет никаких сюрпризов. Что может стать таким "сюрпризом" и на чем базируется всероссийская установка на стабильность? Об этом корреспонденту ИА "Атмосфера" рассказал доктор экономических наук, профессор Алтайского госуниверситета Валерий Мищенко.
Корр.: – Валерий Викторович, правительство заявило, что возможно сохранить ту налоговую политику, которая действует в стране сейчас на ближайшие пять лет. Как вы считаете, с чем связана такая уверенность в завтрашнем дне?
В. М: – Это вполне реальный вариант развития событий. Приоритеты расставлены, баланс соблюдается. Кроме того, это ведь далеко не единственное заявление, декларирующее определенную стабильность. Пенсионная система, темпы роста тарифов на основные услуги для населения – во многих моментах правительство считает, что найдены оптимальные цены и пропорции, которые позволяют обеспечить поступательное развитие страны. В прошедшем году, несмотря на все трудности, удалось добиться нормального уровня ВВП в пределах 4%, у бюджета появился профицитный оттенок, прогнозов относительно падения цен на нефть на ближайшие три года не предвидится, а это значит, темпы пополнения бюджетных средств не изменятся, по крайней мере не будут падать. В этой обстановке повышать налоги просто нецелесообразно.
Корр.: – Пять лет – это большой срок. И все это время экономическую стабильность должны будут обеспечивать какие-то определенные факторы и механизмы. Что, по-вашему, может стать такой гарантией?
В. М.: – Кроме нефтяных доходов и дополнительных международных кредитов еще как минимум три довольно мощных фактора, влияющих на сложную экономику России. Во-первых, мы вступили в ВТО. Определенные таможенные послабления дадут возможность вывести российскую продукцию на еще не освоенные или малоосвоенные рынки сбыта, а следовательно, будет и определенный рост прибыли. Во-вторых, сотрудничество с Шанхайской организацией сотрудничества позволит вывести российские товары на рынки Азии, а также благодаря Таможенному союзу на рынки стран ближнего зарубежья. В-третьих, в России расширяется список объектов для приватизации. Стоит задача на 2013–2015 годы реализовать как можно больше государственных предприятий. Самым ярким примером в прошлом году стала сделка с акциями Сбербанка. То же предполагается и с другими крупными государственными банками и предприятиями. Все это – факторы пополнения бюджета, снижающие необходимость ужесточения налогового законодательства.
Корр.: – Насколько такая "налоговая стабилизация" выгодна самому государству?
В.М.: – В рейтинге стран с самыми высокими налогами Россия находится далеко не в первых строчках – мы где-то посередине. Тем не менее повышение налогов способно загнать бизнес "в тень". И речь даже не о криминале, а о сокрытии реальных доходов, серых и черных зарплатах, уклонении от уплаты налогов. Естественно, государству это тоже не выгодно. Именно это и заставляет правительство искать компромиссные схемы укрепления бюджета.
Корр.: – А что может нарушить эти планы?
В.М.: – В принципе, определенный риск есть всегда. Вспомните хотя бы 2009 год: засуха, неурожай, огромные убытки, экспорт сошел на нет. Возможны, наверное, и другие форс-мажорные обстоятельства, которые могут существенно скорректировать сегодняшние планы правительства.
Беседовала Анна Бауэр