Кризис заставил московских судей работать по-стахановски
В среднем судья Арбитражного суда города Москвы в 2009 году рассматривал 107 дел в месяц. Такую статистику привел вчера на брифинге председатель столичного арбитража Олег Свириденко. По его словам, в сравнении с прошлым годом нагрузка выросла почти в два раза — в 2008 году судья рассматривал в среднем 55 дел.
«При этом норма — 15 дел в месяц. Такое серьезное превышение приводит к тому, что судебный процесс превратился в конвейер. А каким он еще может быть, если на рассмотрение одного дела судья при такой нагрузке может потратить не более 10— 15 минут?» — говорит Олег Свириденко.
Действительно, по предварительным данным, число исковых заявлений, поданных в арбитраж Москвы в 2009 году, по сравнению с 2008 годом возрастет почти вдвое — с 96,5 тыс. до 175 тыс. Наиболее сильно — в четыре раза — увеличилось количество споров, связанных со страховыми компаниями . Число гражданских споров выросло в 2,5 раза, число споров о неисполнении обязательств по договорам подряда, аренды и поставки удвоилось.
Резкий рост нагрузки Олег Свириденко объяснил экономическим кризисом, с чем согласились и эксперты.
«Большинство судебных споров со страховщиками приходится на ОСАГО — из-за неисполнения обязательств по выплатам. Эта тенденция — результат действия кризиса», — говорит старший партнер Общества страховых юристов Сергей Дедиков.
Все страховщики ужесточили выплатную политику и используют задержки платежей как своеобразный способ поддержания собственной финансовой устойчивости, поясняет эксперт.
«Денег у всех стало меньше, поэтому люди начали чаще подавать в суд, причем не только за текущие невыплаты, но и за долги прошлых лет. Люди наконец начинают понимать, что у страховщиков в суде можно выигрывать. Накапливается позитивный опыт, и он стимулирует людей подавать иски чаще», — говорит Дедиков.
Юристы согласны и с тем, что судебный процесс превратился в конвейер. «Есть судьи, которые работают даже по ночам, чтобы рассмотреть дело качественно. Но таких, кто согласен работать по 20 часов в сутки, меньшинство. Остальные решения выносятся по шаблонам без должного рассмотрения. Это фактически лишает многие судебные разбирательства какого-либо смысла, превращая их в рулетку», — говорит партнер юридической фирмы Goltsblat BLP Максим Кульков .
Олег Свириденко считает, что разгрузить суды можно с помощью процедур упрощенного судопроизводства по искам до 100 тыс. рублей. Кроме того, в упрощенном порядке можно рассматривать бесспорные дела. «Спора нет: кредит выдан — кредит должен быть возвращен», — привел пример такого дела руководитель арбитража.
«Сейчас, даже если должник еще до суда признал сумму долга и размер его (скажем, 10 тыс. рублей), все равно проводятся как минимум предварительное и основное слушания, а после могут быть еще и апелляция и кассация. Можно было бы упростить процедуру, оставив только одно слушание, и исключить апелляционное обжалование решений по таким спорам», — считает Максим Кульков.
Впрочем, глава столичного арбитража предложил и другой способ сбить накал исковых заявлений. По его словам, если сделать размер госпошлины зависимым от суммы иска без ограничений, то это сдержит активность спорщиков. И эта инициатива также находит поддержку.
«Сейчас пошлина рассчитывается в процентах от суммы иска, но ограничена 100 тыс. рублей. Когда предмет спора — миллиарды рублей, то и пошлина должна быть соответствующей», — уверен Максим Кульков.